Оставайтесь с нами!

Крест

Анализ, восприятие, истолкование, оценка

Читать стихотворение Н.Гумилёва

Володя Гранкин,
10-й класс

Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой.

Анна Ахматова,
Песня последней встречи

Человек и рок, человек и его злая судьба… Можно
ли как-то обойти её, или сразиться с ней, или, на худой
конец, обыграть в карты?

Николай Гумилёв использует потрясающей силы и
выразительности омонимы.

Крест – как злая судьба, как страсть к игре в
карты, терзающая лирического героя. И эту зависимость,
свою несвободу лирический герой осознаёт, ощущает как
своё холодное безумье, тревожный азарт. Ему хотелось
бы стать вольным и чистым, как звёздное небо, но
принять посох сестры Нищеты он, конечно, не может и не
хочет.

Карты
Крест

Крест – это и нательный крест золотой, который можно
прижать к губам в самую тяжёлую минуту глубочайшего отчаяния.
И этот крест, осознаваемый лирическим героем как святыня,
всегда был рядом, поддерживая его, как самый верный друг.

Рулетка
Мельница

Что же поставил на карту в конце
стихотворения наш герой: злую судьбу или
верного друга? Или то и другое вместе?

Многозначность омонима даёт возможность
каждому из нас домыслить это.

Осуждаю ли я лирического героя, брошу
ли в него камень? Ответить хочется словами
Иисуса Христа: Кто сам без греха, первым брось
камень
.

Незнакомка

Анализ, восприятие, истолкование, оценка

Читать стихотворение А.Блока

Володя Гранкин,
10-й класс

Пей! Чёрт тебя доведёт до конца.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!

Роберт Стивенсон,
Остров сокровищ

Взгляд

Он беспредельно виноват, лирический
герой стихотворения Незнакомка.

Свою вину – перед собой, своей судьбой –
он прекрасно чувствует и понимает.

Его вина и в том, что у него остался друг
единственный
– его собственное отражение в
бокале вина.

И в том, что он оказался здесь, над скукой
загородных дач
(прекрасная метафора
обочины жизни!).

Но главная его вина – перед Ней, таинственной
Незнакомкой. Кто она?

Она – его Сокровище, его Душа, прекрасная,
романтичная, необыкновенная, одинокая, как и он.

Но почему же у неё шляпа с траурными перьями? Да
просто она, его Душа, скорбит! Скорбит об упущенных
возможностях, о неизведанных далях, где берег
очарованный
.

Блок применяет омоформы – удивительную
разновидность омонимов, совпадающих только в предложном
падеже: вино и вина, и блистательно обыгрывает их.

Но осознание вины и покаяние, звучащие в конце
стихотворения – уже путь к искуплению и возрождению, не
так ли?

Бокал вина

Шёпот, робкое дыханье…

Анализ, восприятие, истолкование, оценка

Читать стихотворение А.Фета

Родион Власюк,
11-й класс
(ныне врач)

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

Анна Ахматова

Стихотворение посвящено свиданию влюблённой пары, которое начинается весенним вечером, когда запевает
соловей, и заканчивается на утренней заре.

Стоит поэтическое время года, когда поздняя весна перетекает в раннее лето: ещё не замолкли птицы, но уже
расцвели розы. Ночи тёплые и короткие, почти как в знаменитых стихах Пушкина:

Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса…

Здесь присутствует вся романтика, свойственная любовному свиданию: тут и «ночные тени, тени без конца», и
«ряд волшебных изменений милого лица», и, конечно же:

И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

Читая это стихотворение, я чувствую себя в картинной галерее и вижу, как одно живописное полотно сменяется
другим. А.А.Фет пером поэта рисует то, что делает художник кистью и красками.

В этом стихотворении нет ни одного глагола. Однако каждая строфа здесь излучает движение, всё в нём живёт,
меняется и изменяется.

Основной признак глагола – движение. И в стихотворении «Шёпот, робкое дыханье» эту роль
выполняют отглагольные существительные. Например, вместо фразы «серебрится и колышется сонный ручей» Фет
употребляет «серебро и колыханье сонного ручья», вместо «изменяется милое лицо» поэт пишет «ряд волшебных
изменений милого лица»
.

Афанасий Фет также использует другой приём: переводит прилагательные в существительные, которые потом
несут функцию прямого дополнения. Например, вместо «соловьиные трели» употребляет «трели соловья», вместо
«янтарные отблески»«отблеск янтаря».

Всё это стихотворение, состоящее из трёх четверостиший, представляет собой одно восклицательное
предложение, что создаёт дополнительный эффект струения, перетекания, изменения – такого же плавного, как в самом
стихотворении вечер перетекает в ночь, ночь – в рассвет, рассвет – в зарю.

Фет был не единственным русским поэтом, который владел этими приёмами. Вот одно из самых любимых моих
стихотворений Марины Цветаевой:

По пескам – жадным и ржавым,
Под лучом – жгучим и пьющим,
Сапожком – робким и кротким —
За плащом – следом и следом.

В этом стихотворении тоже отсутствуют глаголы, но оно также полно движения и динамики.

А вот Константин Бальмонт в стихотворении «Кто кого», наоборот, использует одни глаголы, и вы
посмотрите, сколько тут движения:

Настигаю.
Настигаю.
Огибаю.
Обгоню…

Конечно, обгонит. Верхом-то на Пегасе!..